Новости, Статьи настоятеля

Иеромонах Димитрий (Ткаченко). Таинство священства

В таинстве Священства правильно избранный человек через архиерейское рукоположение получает благодать Святого Духа для освященного служения Церкви Христовой. Таинство Священства совершается только над лицом мужского пола, принадлежащего к миру, православно верующим, состоящим в первом браке, освящённым Церковью, или принявшим монашеские обеты и избранным для возведения в одну из трёх степеней священства: диакона, пресвитера (священника) или епископа.
Посвящённый во диакона получает благодать служить при совершении таинств, посвящённый во священника — совершать таинства, посвящённый во епископа — не только совершать таинства, но и посвящать других для совершения таинств.
Таинство Священства — установление божественное. Святой апостол Павел свидетельствует, что Сам Господь Иисус Христос поставил иных пастырями и учителями, к совершению святых на дело служения, для созидания Дела Христова.
Апостолы, совершая это таинство, через возложение своих рук данной им от Бога благодати, возводили правильно уверовавших в сан епископа, которые в свою очередь, рукополагали предназначенным к священному служению людей. Словно огонь от свечи к свече дошла до нас от апостольских времён череда правильно рукоположенных священнослужителей.
Мне часто задают вопрос о моём образовании, предполагая, что священником можно стать после окончания Духовной семинарии, или Академии. В сознании людей существует такой подход к образованию: закончил институт — инженер, руководитель, закончил училище — рабочий, специалист.
Чтобы лучше осветить этот вопрос, обычно привожу примеры из прошлой жизни русского общества, когда к угодникам Божьим, таким, как Серафим Саровский, оптинские старцы и ко многим другим, шли великие люди России, шли к ним, необразованным, за духовным советом. Среди них были общественные деятели, купцы, писатели, поэты, простой мастеровой люд, крестьяне. Господь давал Своим угодникам дар прозорливости, дар рассуждения, они знали то, что человек им не говорил, видели его душу своими духовными очами. И давали приходившему человеку самый необходимый совет. Они не читали газет, не знали того, что творится в мире, но, живя в монастыре, стяжали благодать Божию, которая помогала им укреплять страждущий люд.
Хочется сказать и о «вожде всех времён и народов» товарище Сталине, который учился в семинарии и закончил два класса, но, как все знают, священником не стал. И даже сейчас многие семинаристы, окончившие образование, не решаются принять таинства Священства, понимая меру своей ответственности за вверенные души людей, за свое предстояние перед Богом.
Часто задают вопросы, как правильно обращаться к человеку, носящему священный сан. Священнослужителей степени диакона и пресвитера обычно величают «отцами» — по имени: отец Александр или по должности: отец протодиакон, отец настоятель. Существует в русском языке особое, ласковое обращен — «батюшка». Соответственно и супругу священника называют «матушкой». Если обращаются официально и письменно, то так: «Ваше Преподобие» —к священнику, диакону — «Ваше Боголюбие». Или просто, например, «священник Владимир». К архиерею (епископу) принято обращаться следующим образом: «Владыка», или «Ваше Преосвященство». К архиепископу и митрополиту — «Ваше Высокопреосвященство».
Прихожане обычно обращаются друг к другу так: «брат» или «сестра». Впрочем, если человек много старше вас, не будет грехом сказать ему: «отец» или «матушка».
Рукоположение, по свидетельству Священного Писания Нового Завета, есть внешний знак, но отнюдь не только значение и определение в должность, а таинство низведения благодати Святого Духа. Дух Святой преподает через священника другим христианам спасающую благодать. Священнику даётся право совершать таинства, выполнять необходимые для прихожан требы и проповедовать учение Иисуса Христа.


8 июля 1994 г.

 

 

Просмотры(5)

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.