Новости, Статьи настоятеля

Иеромонах Димитрий (Ткаченко). О Таинстве брака и семье

Брак есть Таинство, в котором женихом и невестою даётся свободное обещание пред священником и Церковью о взаимной супружеской верности, в котором благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. Брачный союз мужчины и женщины установлен Самим Творцом в раю после создания первых людей, которых Господь сотворил мужчиной и женщиной и благословил словами: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и владейте ею…».
По своём пришествии на землю Иисус Христос подтвердил неприкосновенность Брака и возвёл его в степень Таинства: «И приступили к Нему фарисеи, и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: «Не читали ли вы, что сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: «Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью, так они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, человек да не разлучает» (Мф. 19, 3—5). Единственная причина, допускающая развод в христианском браке — это прелюбодеяние, т.е. измена одного из супругов.
Господь, придя на брачный пир в Кане Галилейской со Своей Матерью и учениками, сотворил там первое чудо. Приглашённым на брак не хватило вина, и Господь повелевает наполнить большие сосуды водой, которую затем Он превратил в вино. Да такое, что распорядитель брачного пира, отведав сего вина, дивился его вкусу, ибо прежде и не приходилось ему пить такого хорошего вина. Своим присутствием на браке, Господь освятил этот брак и все брачные союзы, заключённые верными и любящими Бога и друг друга супругами. Сейчас много пожилых людей, проживших вместе не один десяток лет, приходят в Церковь венчаться. И после венчания плачут от радости, что Господь благословил и освятил их супружество, сподобил дожить до сего радостного дня, не дав умереть не обвенчанными.
Брак — это просвещение и, одновременно — тайна. В нём происходит преображение человека, расширение его личности. Только в Браке возможно полное познание человека, видение другой личности.
Через таинство Брака даруется благодать и на воспитание детей, которой христианские супруги лишь содействуют. Ведь рождение и воспитание христианских детей есть главная цель супружества. Те, кто вступает в брак только лишь для плотского удовлетворения своих страстей, не имея любви духовной, унижают его. Такие браки не бывают крепкими и быстро распадаются. Человеческий индивидуализм, себялюбие создают в браке особые трудности. Преодолеть их можно только усилиями обоих супругов. Оба должны ежедневно созидать брак, борясь с суетными ежедневными страстями, подтачивающими его духовное основание — любовь.
К сожалению, это чистое слово за несколько лет показа сцен секса в кино и видео, а также через низкопробные издания, непристойные картинки — было опошлено. И теперь у многих ассоциируются с чем-то постыдным, низким. Человек забывает о душе, становится рабом своего тела. И служит ему, исполняя его прихоти. И любовь его мало чем отличается от инстинкта животных. А ведь, как важно сохранить праздничную радость первого дня, не ссориться из-за мелочей. И быть друг для друга новыми каждый день. Единственный путь для этого — углубление духовной жизни каждого, работа над собой, хождение пред Богом. Т.е. помнить о том, что каждый день и час Господь видит не только наши дела и поступки, но и тайные помыслы, знает сердце каждого.
Самое страшное в браке — потеря любви, а исчезает она порою из-за пустяков, поэтому все мысли и усилия надо направить на соблюдение любви и духовности в семье — всё остальное придёт само. Начинать эту работу надо с первых дней совместной жизни. Каждому в Браке необходимо занять своё место. Мужу быть главой, а жене смиренно встать на второе место. Быть за мужем. Если есть эта решимость занять эти места, мудро управляя семейным кораблём — (малой Церковью), то Господь никогда не оставит супругов на этом трудном, но блаженном пути. Сейчас зачастую происходит обратная картина — семьёй управляет женщина, а мужчине принадлежит пассивная роль.
В Библии сказано, что женщина — «немощный сосуд», обращаться с ней нужно осторожно, дабы это сосуд «не разбить». А «немощь» состоит главным образом в подвластности женщины природным стихиям в ней самой и вне её. В результате — слабый самоконтроль, безынициативность, страстность, недальновидность в суждениях, поступках. Почти ни одна женщина от этого не свободна, она часто бывает рабой своих страстей, своих симпатий или антипатий, своих желаний. Только во Христе женщина становится равной мужчине, подчиняет высшим началам свой темперамент, приобретает благоразумие, терпение, мудрость. Только тогда способна её дружба с мужем.
Однако ни мужчина, ни, тем более, женщина, не имеют в браке друг над другом абсолютной власти. Насилие над волей другого, хотя бы во имя любви, убивает саму любовь. Отсюда следует, что не всегда надо смиренно подчиняться насилию, раз в нём кроется опасность для самого дорогого. Большинство несчастных браков именно оттого, что каждая сторона считает собственником того, кого любит. Почти все семейные трудности и разлады отсюда. Величайшая мудрость христианского брака — дать полную свободу тому, кого любишь, ибо земной наш брак — подобие брака небесного — Христа и Церкви, а там полная свобода. Тайна счастья христианских супругов заключается в совместном исполнении воли Господней, соединяющей их души между собой и со Христом. В основе этого счастья — стремление к высшему, общему для них предмету любви, всё к себе влекущему (Ин. 12, 32). Тогда и вся семейная жизнь будет направлена к Нему, и упрочится соединение сочетавшихся. А без любви к Спасителю, никакое соединение не прочно, ибо ни во взаимном влечении, ни в общих вкусах, ни в земных интересах не только не заключается истинная и прочная связь, но напротив, нередко все эти ценности вдруг начинают служить разъединению.
Христиански брачный союз имеет глубочайшее духовное основание, которым не обладают ни телесное общение, ибо тело подвержено болезням и старению, ни жизнь чувств, переменчивых по природе своей, ни общность в области общих мирских интересов и деятельности, «ибо проходит образ мира сего» (1 Кор. 7, 31). Жизненный путь христианской супружеской четы можно уподобить вращению Земли с её постоянным спутником Луною вокруг Солнца. Христос — Солнце правды, греющее детей своих и светящее им во тьме.
По каноническим правилам венчание не совершается в течение четырёх длительных постов, в Масленицу, в Пасхальную седмицу, в Святки, в субботу, вторник и четверг, а также накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников. Обычно в храмах вывешиваются календари, на которых отмечены дни венчания. Не венчаются также лица, имеющие кровное (родственное) или духовное родство (полученное через восприемство при Крещении). Церковь не благословляет брак, если один из брачующихся объявляет себя атеистом или исповедует другую религию.
Для венчания жениху и невесте необходимо иметь кольца, плат (полотенце) белого цвета и иконы Спасителя и Богородицы. Если их нет, то они приобретаются в храме. Молодым людям, готовящимся вступить в брак, советую не спешить, проверить свою любовь. Крепка ли она, сможешь ли ты всю жизнь любить того человека, которого выбрал? Людям семейным нужно освятить свой брак венчанием. Женатым — беречь свою любовь и хранить супружескую верность.
1 февраля 1994 г.

Иеромонах Димитрий (Ткаченко)
1 февраля 1994 г.

 

 

Просмотры(13)

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.