Новости, Статьи настоятеля

Иеромонах Димитрий (Ткаченко). О крестном знамении

Проходя мимо храма, человек осеняет себя крестным знамением, а когда входит в храм, трижды крестится с поклонами. Нужно знать, что крестное знамение всегда должно совершаться с живой верой. Если мы не будем изображать на себе это знамение с верой во Христа Спасителя, умершего за нас на кресте, с верою в благодатную силу самого креста Господня — орудия нашего спасения, в таком случае наше крестное знамение, сколько бы ни возлагали его на себя, будет лишено христианского смысла и останется неугодным Богу. «Без веры невозможно угодить Богу!».
Должно начертывать на себе знамение святого креста по заповеди Православной Церкви соединением трёх перстов правой руки во имя Пресвятой Единосущной Троицы. Когда мы начертываем на себе святой крест тремя перстами вместе, тогда самим сочетанием перстов мы выражаем то же, что нередко выражаем и устами при осенении себя крестным знамением, говоря: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» — следовательно, самим сочетанием перстов исповедуем веру в Триипостасного Бога, которая прежде всего требуется от нас, как вообще в деле нашего спасения, так в частности и при употреблении крестного знамения.
Нужно возлагать на себя знамение святого креста так, чтобы действительно навертывался на нас святой крест — и чтобы этот крест верхним концом своим касался нашего чела (лоб), нижним — наших персей (нижняя часть груди, почти живот), боковыми — наших рамен (плечи). Ведь, если в нашем крестном знамении не будет собственно креста, то как и ожидать от него спасительных действий? Полагая на себе знамение креста во время молитвы и запечатлевая им своё чело, грудь и плечи, мы тем самым освящаем и как бы посвящаем и приносим в жертву Господу наш ум с его мыслями и познаниями, наше сердце с его чувствованиями и желаниями и наши силы душевные и телесные с их деятельностью. Неразумно поступают те, которые творят на себе крестное знамение с такой невнимательностью поспешностью и небрежностью, что вовсе не начертывают на себе креста, а представляют движением своей руки как будто какую-то детскую забаву, лишенную всякого смысла. Такому кресту только бесы радуются.
Полагая на чело при троеперстии, говори: «Во имя Отца», потом, опустив руку в том же виде на перси, говори: «И Сына», перенося руку на правое плечо и проведя до левого, говори: «И Святаго Духа». Сделав на себе святое знамение креста, заключи словом «Аминь».
Научимся же быть внимательными к крестному знамению, которое на себя налагаем, и будем возлагать его не только с живою верою, но и с величайшим благоговением, кое подобает священнодействию, — возлагать именно так, как заповедует нам святая Церковь, будем возлагать его всегда с ясными представлениями в уме своём того самого креста, на котором был распят Владыка неба и земли, принесший Себя в умилостивительную жертву правде Божией за наши грехи.

2 октября 1997 г.

 

 

Просмотры(20)

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.